Каждый фотограф в обязательном порядке должен быть фантазёром. Подумайте сами – ведь абсолютно не важно, какой именно у вас фотоаппарат, вам нужно уметь смотреть на объект съёмки так, как художник смотрит на пустой холст, видя на нём наброски будущей картины. Впрочем, возможно художнику даже проще – он, в отличие от вас, нарисует то, что захочет, а вам придётся иметь дело с реально существующим объектом, изменить который можно далеко не всегда. Остаётся только постараться удачно вписать его в обстановку.
Постановочная съемка
Съёмка, как известно, бывает 2 типов: экспромтная и постановочная. Говоря о постановочной съемке, мы говорим о том, что фотограф заранее находит, а иногда даже сам создаёт и выстраивает композицию кадра. Также как обустраивается фон, организуется освещение, готовится объект.
Чаще всего постановочная съёмка происходит в студии, где освещение и фон являются фиксированными. Их организация предварительно выверена, должным образом подготовлена для съёмки. Над объектом или же моделью работают отдельно – приглашается стилист или дизайнер. Впрочем, так серьёзно к делу подходят только настоящие профи, любители всё делают самостоятельно. Обычно они ограничиваются тем, что помещают объект съёмки в понравившиеся условия и обыгрывают имеющееся освещение. Некоторые используют дополнительный свет и вспышку.
Снижение степени рукотворности снимаемой сцены неумолимо переводит съёмку из постановочной в экспромтную. С обретением опыта фотограф начинает не столько ловить момент, сколько обретать понимание, как его можно создать самостоятельно. Он повышает свои технические навыки, учится создавать сюжет, грамотно строить кадр.
Оказывается, самые интересные фото получаются именно тогда, когда автор снимка подмечает детали, выводя их на передний план. Это и называется “создание композиции”.
Слово “композиция” имеет латинское происхождение, оно переводится как “сочинение”, “расположение”, “составление”. В контексте нашей темы оно подразумевает художественное объединение элементов в единую сцену с определённым содержанием и смыслом.
Создавая композицию кадра, фотограф объединяет элементы снимка таким образом, чтобы между ними образовалась связь, помогающая раскрыть художественный замысел.
В идеале учесть нужно всё: свет, цвет, форму, расположение, пространство. Несомненно, для того чтобы грамотно улавливать и создавать художественным связи внутри кадра, нужен особый талант. И, конечно, опыт.
Существуют определённые законы и правила создания композиции кадра. Их знание поможет вам научиться создавать красивые фотографии и избегать распространённых ошибок. Но только практика даст вам опыт, который с течением времени трансформируется в профессиональное чутьё, позволяющее вам создавать великолепные снимки и прятать приёмы, с помощью которых вы будете это делать.
Экспромтная съемка
Работая над экспромтной фотографией, важно грамотно выбирать точку съёмки и уметь оперативно компоновать кадр. Как выбрать точку съёмки?
Всем известно, что для определения положения точки в пространстве необходимо использовать трёхмерную систему координат. В нашем случае это расстояние до объекта съёмки, смещение фотокамеры по горизонтали и высота точки съёмки. Определив эту точку, фотограф сможет заставить объектив камеры увидеть композицию именно такой, какой он её задумал.
Совершенно очевидно, что точек в трёхмерной системе координат бесчётное множество и, хотя учебники давно давно определили наиболее беспроигрышные векторы, простор для фантазии ещё, конечно, есть.
Увеличивая расстояние до объекта съёмки можно не только изменить масштаб картинки, но и определить границы кадра, передвигая объект на первый, задний или средний план.
Дистанция
Дистанция съёмки – один из главных инструментов построения композиции кадра. Современные цифровые фотокамеры позволяют решать эту задачу двумя способами: физически передвигая камеру относительно объекта и используя цифровой зум. Следует отметить, что эффект от этих действий практически идентичен – выбирайте тот, который вам удобен и привычен, но если вы экономили на аппаратуре все таки лучше дойти до объекта самостоятельно (читайте подробнее об этом в другой статье). Многие считают, что выбору дистанции вообще не стоит уделять много внимания – “построить” кадр можно и при цифровой обработке фото. В принципе, этот обывательский подход тоже можно использовать, но важно помнить, что приблизить объект такими средствами можно, а вот отдалить – увы, никак. Так что лучше заранее сделайте зазор побольше, если не слишком-то уверены в своих силах.
Ракурс
Не менее важен ракурс съёмки – положение объекта относительно объектива камеры, которая его снимает. Об этом стоит поговорить отдельно.
Важно помнить, что ракурс тоже необходимо выбирать в трёхмерной системе координат, хотя многие любители предпочитают двигать камеру только по горизонтали. Впрочем, для начала и это уже неплохо, а освоить вертикальное смещение объектива можно и после – так всегда будет к чему стремиться!
Наиболее известными считаются стандартные ракурсы: “фас” и “профиль” . Помните, так ещё преступников в кино фотографируют на фоне стены со шкалой для измерения роста? Для художественной съёмки также используют полубоковые ракурсы. Вообще, важно понимать, что ракурсов даже в горизонтальной плоскости, невероятно много – им может стать любая точка, равноудалённая от объекта. И не равноудалённая, конечно, тоже(вспомните дистанцию). Не забывайте об этом – и ваши снимки никогда не будут похожими друг на друга.
Одним из наиболее оригинальных построений кадра есть вид сзади. Таким образом автор снимка словно приглашает зрителя посмотреть на кадр вместе с ним.
Высота
Настало время поговорить о высоте точки съемки. Большинство фотографий сделаны с уровня глаз фотографа. Так предметы выглядят наиболее естественно, картинка получается привычной и воспринимается легко.
Стоит только немного сместиться по высоте – и кадр выйдет совершенно иным. Глядя на предметы снизу, мы сможем ощутить их массивность. Так, например, мы смотрим на памятники, здания, архитектурные шедевры и т.д.
Поэкспериментируйте: направьте оптическую ось объектива снизу и слегка отклоните её по горизонтали. Такой угол съёмки исказит реальные размеры предметов. Запомните этот эффект и поместите его в копилку профессиональных изобразительных приёмов.
Снимая с высоты, можно добиться совершенно иного результата: большие объекты утратят свою величественность, а с увеличением охвата у вас появится возможность запечатлеть масштабные пейзажи. Снимая под прямым углом сверху, вы сможете превратить снимок в некое подобие схемы. Но детали, которые видны сбоку, будут скрыты от зрителя, равно как их истинная высота. Зато здесь невероятно информативными станут тени – их можно использовать для достижения своей цели.
Если хотите запечатлеть объект в реальных пропорциях – опускайте объектив до его уровня. Это важно помнить, фотографируя домашних животных, детей, растения и т.д.
Если вы уже пробовали снимать пейзажи, то наверняка заметили, что изменяя высоту точки съёмки можно легко менять положение линии горизонта. Хотите сделать главным объектом съёмки небо – размещайте камеру как можно ниже.
Если линия горизонта на кадре находится прямо посередине, такой кадр вряд ли можно назвать удачным – внимание зрителя разделится, верхняя или же нижняя часть кадра останется без него. Перемещайте линию горизонта на снимке, перемещая камеру вверх или вниз.
Существует понятие фронтальной или диагональной композиции кадра. Давайте разберемся, о чем идёт речь.
Фронтальная композиция
Фронтальная съёмка даёт нам возможность рассмотреть объект только с одной стороны: спереди или сзади. В таком случае плохо получается определить объем, практически полностью теряется глубина пространства. Такие кадры, как правило, получаются статичными, словно застывшими. Креативные фотографы редко используют этот вид съёмки, но иногда и она имеет место быть. Зато при технической съёмке он очень востребован. Также с его помощью создают официальные портреты, например.
Попробуйте сместить точку съёмки немного влево или вправо: у предмета сразу появятся новые грани, так он станет объёмным. Весь снимок чудесным образом обретёт глубину – появится линейная перспектива. Такие снимки более красивы, поскольку выглядят живыми и интересными. Они дают фотографу возможность проявить себя художником.
Диагональная композиция
Более пытливые творцы идут ещё дальше – создают диагональную композицию, которая отличается ещё большей выразительностью. Такой неожиданный угол зрения придаёт кадру динамичность и стремительность. Именно про такие фотографии потом говорят “художнику удалось остановить мгновение”.
Итог
Самое важное – это экспериментировать в ходе съемки и анализировать ваши результаты. Кстати существенно улучшить ваши кадры поможет вам профессиональная обработка объекта съемки и его окружения, и вы сможете заказать ее у нас или выполнить самостоятельно.