Вода – совершенно особая субстанция, и если вы решили снимать подводные фото, вы сразу поймёте, что стандартные навыки здесь вас не выручат. Свет под водой распространяется иначе – и это меняет всё.
В отличии от воздуха даже кристально чистая вода в тысячу раз менее прозрачна и в 770 раз плотнее. Выходит, что снимать под водой с расстояния в 1 метр равносильно тому, чтобы делать фото на воздухе, расположившись за тысячу метров от объекта. Кроме того, вода редко бывает по-настоящему чистой. В ней всегда присутствуют соли различных минералов, микроорганизмы, неорганические частицы. Всё это поглощает свет и, соответственно снижает прозрачность водной среды. Вы обращали внимание, что изображение под водой мутнеет? Всё дело в том, что сталкиваясь с препятствиями, фотоны света поглощаются и рассеиваются. А так же портится видимость, картинка мутнеет, теряет чёткость и контрастность. По сути, водная среда становится фильтром, разделяющим фотокамеру и объект съёмки.
Учитывайте при съемке
Вспомните школьную физику, которая научила нас тому, что солнечный свет белого цвета состоит из волн, которые, в свою очередь, образуют спектр. Тот самый спектр, который так важно знать и понимать в данном случае. Так вот, длина волны составляет 8 метров. Каждый такой отрезок “съедает” один цвет из спектра – например, первая “граница” съест красный цвет. Поэтому вы будете видеть искажённую картинку, где всё красное станет чёрным. Работая на 16 метрах, мы теряем не только красный, но и оранжевый и т.д. Теперь понятно, почему морская пучина всегда ассоциируется с синим и фиолетовым цветом?
Также важно учитывать, что то, что мы видим глазами. Работа не только нашего зрения, но и мозга, корректирующего картинку для удобства восприятия. Например, если мы знаем, что кораллы красного цвета, то с расстояния 30 метров мы увидим их, а наш мозг заботливо добавит в сине-зелёную картинку ожидаемый нами красный цвет. Камера же беспристрастна, она запечатлеет только то, что есть на самом деле. А мы потом удивляемся – “камера не берёт”… Посмотрите на фото любое подводное фото, охватывающее большое расстояние. Самые яркие предметы вы обнаружите на первых планах, а дальше всё становится однотонным.
Настройка техники
Современная техника уже давно “смекнула”, как преодолеть трудности подводной фотоохоты – с ней запросто можно делать отличные яркие снимки для воплощения самых интересных задумок. Исходя из личного опыта могу рассказать, как “уговорить” камеру видеть то же, что и мозг. Вот, например в Nikon D4S можно воспользоваться возможностью корректировки изображения на этапе пост-обработки: поработайте с красным каналом и вы почувствуете себя настоящим волшебником.
Ещё одна проблема, с которой вы столкнётесь при подводной съёмке – неправильно определённое расстояние до объекта. Чтобы получить качественное изображение, подойдите как можно ближе. Всё дело в том, что учитывая коэффициент преломления, который у водной среды в 1,3 раза больше, чем на поверхности, предметы под водой покажутся вам крупнее, чем на самом деле. Но ведь беспристрастная камера не поддастся на этот обман зрения. Поэтому кадр будет совсем не таким, каким вы его задумали.
Что необходимо отметить так это то что таким кадрам обязательна постобработка. Вы можете выполнять ее сами или заказать, но она нужна иначе кадры не будут полноценными и качественными.