Для того, чтобы удачно снять в театре, важно правильно выбрать ракурс. Поговорим о достойных внимания неординарных точках съёмки.
Когда мы делаем фотографии театрального представления, мы стремимся поделиться со зрителем своими впечатлениями, хотим запечатлеть ощущения, возникшие в процессе просмотра. Важным инструментом в этой ситуации может стать ракурс, выбранный фотографом. Меняя привычный для зрителя фронтальный угол зрения, мы приоткрываем завесу тайны над происходящим на сцене. Поскольку фотограф не привязан к месту в зрительском зале, его возможности, конечно, гораздо шире. Некоторые взбираются буквально на потолок, который, к слову сказать, в театре для этого и приспособлен. Строго говоря, потолка в театре и нет. Пространство над сценой называется “колосники”, оно специально оборудовано для того, чтобы там было удобно работать с декорациями и освещением. Колосники представляют собой сложную систему балок и тросов, и оттуда открывается головокружительный вид. Конечно, смотреть на сцену сверху вниз непривычно, но определенный шарм в этом есть.
Точки для съемки
Точки для съемки могут быть разнообразные. К примеру съёмка с колосников имеет отличительные особенности. Камера здесь смотрит строго вниз, расстояние до сцены составляет в зависимости от высоты помещения от 15 до 50 метров. Для качественных фото в этом случае пригодится любая оптика. От широкоугольного объектива до профессионального, используемого в телевизионной съёмке. Большое внимание нужно уделить технике безопасности. Никто и ничто, даже самая маленькая деталь, не должно сорваться с высоты: внизу напряжённо работают люди.
Есть и другие, менее радикальные точки съёмки. Нередко фотографы располагаются на верхних ярусах зрительного зала или на световых или монтировочных галереях.
Может показаться, что съёмка с галерей – практически то же самое, что и съёмка с колосников, но это вовсе не так. Галереи расположены по бокам от сцены и значительно ниже, чем балки колосников. Такая точка съёмки позволит иначе выстроить кадр, обратить внимание зрителя на светотеневой рисунок, подчеркнуть движения рук актёров. Как правило, наилучшим помощником для фотографа в этом случае станет объектив AF-S NIKKOR 70-200 mm f/2.8E FL ED VR.
Продолжая поиски удачного ракурса для съёмки театральных событий, спускаемся на землю и даже под неё. Неплохим местом дислокации фотографа станет будка суфлёра, которая, как известно, расположена ниже уровня сцены. Оставаясь незаметным для зрителя, вы сможете удобно расположиться на авансцене и, воспользовавшись возможностью быть практически участником событий на сцене, сделать интересные и необычные по своему построению кадры. В таком случае камера практически лежит на сцене. Удобно использовать откидной или поворотный дисплей, как у Nikon D850. А так же рекомендую использовать объектив AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR. Но и целесообразно использовать любой широко- или даже сверхширокоугольный объектив. Эффектные кадры можно снять AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED.
Поделюсь ещё одним приёмом, который, впрочем, используют далеко не все фотографы. Можно постараться и сделать снимки из-за спины актёров, с тыльной стороны сцены. Таким образом в кадр войдёт и то, что происходит на сцене, и зрительный зал. Возникнет ощущение, что кадр снят одним из актёров, что, конечно, не может не поразить воображение зрителя оригинальностью подачи. Впрочем, сделать такой кадр совсем не просто. Нужно будет потратить силы на то, чтобы выбрать правильный момент. Важно внимательно изучить режим освещённости сцены, порядок смены света в спектакле. Если в зале включено освещение, динамический диапазон камеры может справиться с захватом участков с разной степенью освещённости. Такой кадр можно считать особенно удачным. Хочется предостеречь вас от разочарований. Вполне вероятно, что хорошие театральные снимки получатся у вас не с первого раза. Даже опытным мастерам приходится задействовать не только профессионализм фотографа, но и знание конкретного спектакля, с которым до удачных результатов, придётся работать не раз, и не два.
Если вы твёрдо решили отправиться в театр с камерой, подойдите к поставленной задаче со всей ответственностью. Не бойтесь менять угол съёмки, не боритесь с “неправильными” условиями. Старайтесь стать благодарным зрителем происходящего. Уловите задумку режиссёра и, пропустив её через себя, постарайтесь передать тем, кто будет смотреть на спектакль через ваши фото.
Секреты съемки
Есть много различных моментов и секретов съемки на сцене. Мы постараемся разобрать некоторые из них:
- Чтобы сделать удачный кадр, не оставайтесь на одном и том же месте. Передвигайтесь, поднимайте камеру над головой, ложитесь на сцену для того, чтобы снимать снизу. Ищите новые возможности и ракурсы для того, чтобы снять по-настоящему неповторимый кадр.
- Прислушивайтесь к себе. Вы – автор фотографии, которая должна передать зрителя. Только такой подход поможет вам отточить мастерство.
- Не полагайтесь на автоматику. Театр – то место, где автоматика будет сбоить, поскольку всё, что происходит на сцене, по сути, является иллюзией. Резкая смена освещения сделает вам экспонометр бесполезным. Используйте ручные настройки и корректируйте их в зависимости от света, динамики кадра, логики сюжета и т.д.
- Снимая героев, постарайтесь передать их эмоции и взаимоотношения: ловите взгляды, жесты, движения. Снимайте диалоги и взаимодействия. Такие кадры помогут зрителям точнее понять сюжетную задумку спектакля, а ведь именно для этого вы и пришли в театр с камерой, не так ли?
- Если динамические дуэтные сцены снимать на короткой выдержке, то “на выходе” получаются резкие, очень сосредоточенные на героях кадры. Для статичной сцены с большим количеством актёров можно использовать другие настройки. Хороший свет позволит снизить светочувствительность оптики, прикрыть диафрагму и удлинить выдержку. Впрочем, всё это, несомненно, придёт к вам с опытом.
- Построение кадра всегда напрямую зависит от цели, которую вы преследуете. Если ваш заказчик актёр – постарайтесь уловить красивые движения и позы. Если администрация театра – кадры должны быть эффектными и интриговать, приглашать к просмотру спектакля. Когда вам дали карт-бланш – потрудитесь над тем, чтобы фотографии вызывали эмоции, сходные с теми, что вы сами испытываете при просмотре.
- Момент нажатия затвора всегда определяется интуитивно. Становясь внимательным зрителем представления вы начинаете понимать, когда актёр принимает эффектную позу и становится идеальной мишенью для фотоохоты. Внимая чужим советам и осваивая классические приёмы, не забывайте оставаться собой. Ведь именно ваш подход к съёмке, делает вас автором снимка.
- Забота о своей технике – главная забота фотографа. Ей нужно посвящать всё своё внимание, определённое время и, конечно, средства. Стекла нужно содержать в идеальной чистоте: для этого профессионалы используют жидкость Eclipse, специальную ткань и кисть для очистки. И, конечно, время от времени технику нужно отдавать на юстировку и очистку профессионалам в сервисные центры. Конечно, это не очень дёшево и требует времени, но зато камера прослужит вам дольше и надёжнее.
- Никогда не поддавайтесь соблазну стать беспристрастным наблюдателем происходящего. Всё, что вы снимаете, должно волновать вас, каждое фото. Отражайте ваше авторское отношение к нему.
Закулисье
Разберем основные моменты такой съемки:
- Съёмка в помещении с недостаточно хорошим освещением может стать настоящим испытанием для тех, кто не слишком-то уверенно работает с ручной фокусировкой. Выходом из затруднительного положения может стать фокусировка по группе точек. Она более надёжна, чем фокусировка по одной точке.
- Примите совет: работая с контровым светом используйте широкоугольный объектив. Снимая снизу с прикрытой диафрагмой сосредоточьтесь на свете. Театральный свет – не менее важный участник представления, чем артисты. Ловя в кадр его лучи, вы будете заворожены красотой получившихся фотографий. Но не забывайте следить и за представлением.
- Снимать в тесном пространстве закулисья не слишком-то удобно. Но и эту проблему можно решить при помощи грамотного подхода и хорошей техники. Nikon 17-35mm f/2.8D ED-IF AF-S Zoom-Nikkor – объектив, обладающим достаточным диапазоном фокусных расстояний. Используя его, не забывайте про глубину резкости и необходимость прикрывать диафрагму.
- Поднимая ISO вы сможете преодолеть недостаток света. Впрочем, эту проблему можно решить и иначе, если вы умеете пользоваться дополнительными возможностями объективов широкоугольного формата. Используйте выдержку 1/25-1/8 секунды с рук и более длинную – с моноподом.
- Дрожание рук – фактор брака многих кадров. Используйте штатив, чтобы преодолеть это препятствие. Если штатива нет, кладите камеру на неподвижные предметы: мебель, пол и т.д.
- Иногда создать динамичный, захватывающий внимание кадр, поможет сосредоточение на движущемся объекте и на контрасте его движения с чем-то или кем-то статичным. Тут, конечно, нужно учиться предугадывать кадр, предвосхищать движения и эмоции. Работая с динамикой, будьте готовы мгновенно менять настройки камеры и “ловить” интересные кадры буквально на лету.
- Театр – это волшебный мир, и каждый зритель знает об этом с детства. Сказочные туманные снимки делают объективы с большой светосилой. Попробуйте снимать на f1.4 или f1.2 – и вы поймёте, как легко создавать волшебный антураж буквально из воздуха. Снизьте апертуру до f2.0 и в кадре неожиданно возникнут рельефные герои. Ищите технику, которая даст вам максимальные возможности для съёмки в этих условиях. Попробуйте Nikon 50mm f/1.4G AF-S Nikkor, Nikon 24mm f/1.4G ED AF-S Nikkor и Nikon 85mm f/1.4G Af-s Nikkor.
- Изучив сцену, обратите внимание, что свет направлен с её края вглубь. Используйте эти знания для того, чтобы найти правильную точку расположения камеры.
- Съёмка из-за кулис имеет ряд особенностей. В первую очередь это касается небольшого пространства, в котором действуют герои, и недостаточной освещённости помещения. Необходим правильный подход к фокусировке. Пусть она будет покадровая и сосредотачивается в центре. Такой подход поможет избежать расфокусировки и смазывания картинки.
- Используя телеобъектив, нужно работать с открытой диафрагмой. Это придаст кадру необычайную глубину и резкость, позволит сосредоточиться на деталях, сделав их главными героями кадра, а второй план – удачным фоном. Используйте свет и тени. Научившись этому вы поймёте, как сделать каждый кадр выразительным и объёмным.
- Фокусное расстояние 200-300 мм даст вам интересную возможность построения кадра с акцентом на противоположный угол сцены.
- Сложное театральное освещение неизбежно введет в заблуждение блок фокусировки и “украсит” фотографию бликами. В то время как использование штатной бленды избавит кадр от бокового засвета. Конечно, “зайчик” можно использовать как эффект, но ведь не в каждом кадре, согласитесь…
- Работая в театре важно помнить о том, что у каждого артиста должно быть своё личное пространство, нарушать которое не рекомендуется. Не переходите границы, будьте тактичны и ненавязчивы, чтобы сохранить благожелательные отношения с актёрами.
- Если вы находитесь далеко от объекта съёмки, это вовсе не значит, что вы не можете сделать крупный план. Для таких задач можно использовать светосильный объектив со стабилизатором – получится отличное фото, неожиданное и чёткое.
- Театральные фотографы проходят отличную школу, оттачивают своё мастерство работая в сложных, но невероятно интересных условиях.
- Это отличное место для того, чтобы пробовать новое, творчески решать поставленные задачи и обретать ценный опыт.
Итог
Экспериментируйте и пробуйте разрабатывать свои собственные приемы особенно в такой творческой обстановке. Обязательно выделите время для обработки фото или ее заказа и кстати особенно уместна будет художественная обработка фото в этом случае.