Предметная съемка, рекламная, каталожная – все это одно и тоже. Это возможность представить товар в выгодном свете за счет правильных методов выполнения съемки.
Одной статьей описать все ее нюансы не выйдет, но данная статья поможет приступить к ней новичкам без особых проблем. Здесь мы рассмотрим, то что необходимо учитывать в ходе работы и как подготовить рабочее место.
Съемка на белом фоне
Съемка на белом фоне подойдет далеко не для каждого предмета. Не нужно конечно ограничиваться съемкой только простых вещей, ведь сфотографировать можно что угодно, но уже с другим подходом. Нужно так же отметить, что как при съемке на белом фоне, так и для любого другого фона сильно поможет обтравка.
Рассмотрим качества наиболее подходящего объекта:
- Во-первых этот объект должен быть темнее фона и не иметь белых участков хотя бы на границе с фоном. Это позволит значительно проще выбрать верную экспозицию, чтобы у главного объекта она была нормальной и при этом фон был как можно светлее. Так же в дальнейшем проще будет почистить фон и отделить объект от фона.
- Во-вторых нужно подчеркнуть, что у объекта должны быть четкие границы. Волосы, пух, мех – это то, что существенно мешает обработке объекта после работы. К примеру выбеливанию фона.
- Так же чем проще объект, тем будет легче. Изолировать объект с множеством деталей (к примеру кружева) очень проблематично. Но при необходимости такую обработку вы можете заказать у нас.
- Лучше, чтобы у предмета была матовая поверхность. Если предмет отражает всю окружающую действительность, то нужно будет перерисовывать блики для придания им солидного вида.
- Прозрачные объекты одни из самых сложных для предметной фотографии и для объяснения почему требуется отдельная статья.
- С подвижными объектами работать так же сложно, но можно.
- Нужно так же отметить, что предмет не должен быть большим или слишком маленьким для новичка. Если объект очень мал, то нужен макрообъектив и обязательная глубокая ретушь. А в обратном случае вы просто не справитесь с крупным объектом дома.
Таким образом самым наилучшим объектом для белого фона будет к примеру: матовая синяя ваза, коричневая кожаная сумка, сельдерей. А наиболее плохими объектами будут, к примеру, белый кот пытающийся выловить золотую рыбку из стеклянного аквариума.
Чистое рабочее место
Чистое рабочее место имеет особое значение для фотографа. Пыль, которая не заметна при первом взгляде будет сильно бросаться в глаза при просмотре готовой фотографии. Особенно вы это заметите при съемке малых объектов.
Чтобы эффективно привести в порядок объекты съемки лучше всего использовать специальные кисти для оптики, микрофибру и другие инструменты, которые не оставят волокна и следы.
Может быть полезна специальная жидкость, которая поможет, чтобы пыль как можно дольше не садилась на объект. Ее вы можете найти в хозяйственных магазинах.
Так же нужно сказать, что будут очень полезны перчатки из латекса, чтобы не оставлять особенно на глянце отпечатки пальцев.
Но все же ретушь почти всегда нужна особенно при съемке малых объектов.
Оборудование для предметной съемки
Оборудование для предметной съемки может подойти и самое простое, а многие вещи (кроме техники) можно сделать самостоятельно.
Камера
Зеркальная камера подойдет любая для предметной съемки, но некоторые варианты могут принести определенные преимущества.
Полнокадровый фотоаппарат обеспечит вам более чистую картинку и чаще всего имеет более высокое разрешение нежели кроп. Но кроп позволит добиться хорошей глубины резкости при меньшей примерно на 1 ступень значению диафрагмы, что снизит требуемую мощность вспышки в два раза.
Можно и использовать компактную фотокамеру, но это не очень желательно. У компактных камер довольно печальное качество изображения, а иногда работа в студии и вовсе невозможна из за неимения нужных настроек.
Читать о полезных функциях фотокамеры.
Объектив
Объектив нужен с достаточно немаленьким расстоянием фокуса, чтобы было как можно меньше перспективных искажений. Телеобъектив поможет снимать издалека и будет меньше рисков заслонить собой световой поток.
Отличным решением будет специальный объектив предназначенный для макросъемки (не меньше 85 мм). Он даст резкость, минимальную дисторсию и наиболее оптимизирован для съемки с близкого расстояния.
Стандартный зум-объектив будет хорошим вариантом, но не забудьте поставить максимально возможное расстояние фокуса.
Подробнее о том как выбрать объектив.
Свет
Стоит использовать мощную студийную вспышку при предметной съемке. Так же не плохим вариантом будет накамерная вспышка имеющая поворотную головку, но это ограничит вас в действиях.
Если вам подойдет и постоянный источник света, то пара настольных ламп могут дать вполне не плохое освещение, но нужно будет их грамотно рассеять. И конечно все лапы обязаны быть идентичной цветовой температуры.
Штатив
Если вы используете постоянный свет, то штатив является для вас обязательным аксессуаром. Если же вы работаете с импульсным светом, то штатив вам не понадобится. Но хоть и импульсный свет исключает вероятность смазать, штатив поможет сделать кадр иногда с более прецизионной компоновкой.
Фон и стол для предметной съемки
Фон и стол для предметной съемки вполне можно организовать своими руками. В качестве фоновой чати можно взять ватман формата A1 и это будет самый простой, универсальный вариант организовать белый фон. У бумаги при этом должна быть плотная и ровная фактура. Шероховатая поверхность будет выглядеть непрезентабельно.
Так же хорошим вариантом для самодельного фона будет просто лист белого пластика, если сможете найти. Он долговечный, не боится воды, что будет полезно при съемке напитков и мокрых предметов. Наиболее универсален матовый пластик, а глянцевый даст художественный эффект отражения.
Стол подойдет в общем любой и письменный, и кухонный. Пластик или ватман стоит расположить так, чтобы большая часть находилась на столе, а оставшийся край загибался наверх по стене или другой опоре. Так вы получите самодельную циклораму обеспечивающую эффект бесконечного чисто белого фона.
Так же в продаже можно увидеть и специальные столы или изготовить самостоятельно при большом желании.
Освещение для предметной съемки
Освещение – это самое важное и для съемки предметов, и для мастерства фотографии в целом. Навык работы со светом и отличает в основном профессионала от любителя.
Имеется огромное количество возможностей добиться равномерного и мягкого света без жестких теней. И именно такой свет нужен для классического варианта изоляции используя белый фон.
Используя минималистичный вариант можно расположить две стойки со вспышками с боков предметного стола таки образом, чтобы каждая вспышка была направлена на нужный предмет под углом 90 градусов друг к другу. У вспышек имеются белые зонты на просвет и чем ближе зонты к предмету, тем будет мягче свет. Если разместить над столом какой-либо отражатель (к примеру белую простыню), то можно снизить потерю света и еще более смягчить тень. Если имеется третья вспышка, то ее можно навести на фон за предметом и этим вы увеличите яркость фона относительно главного объекта (что поможет изоляции). Основные вспышки попытайтесь расположить пониже, чтобы не было темной тени под предметом.
Выше показан пример как оформить рабочее место для предметной фотосъемки. Верхние и нижние края листа закреплены поручными материалами. Можно использовать все что есть под рукой, ведь главное результат. Полезно так же будет сверху листа добавить отражатель (к примеру белую потолочную плитку).
Можно и заменить вспышки лампами с постоянным светом, но тогда используйте штатив с довольно длительными выдержками.
Различные лайткубы, палатки и другое не очень удобны на мой взгляд так как ограничивают доступ к объекту и возможность выбора ракурса. Если все же она нужна так как к примеру вы снимаете сильно бликующие объекты, то палатку можно сделать из ткани или бумаги.
Если вам необходимо снять объект совсем без тени, то поможет в этом случае, если вы положите объект на матовое стекло или белый тонкий пластик (снизу при этом сделать подсветку).
На заметку для смягчения света отлично подойдет спандбонд. Проявляйте изобретательность и экспериментируйте со светом – это самый верный пусть достигнуть успехов. В собственных световых схемах нет ничего плохого и не стоит их бояться.
Экспозиция
Если используется студийная вспышка, то вам нужно выставлять ручной режим при определении экспозиции, если постоянный свет подойдет режим с приоритетом диафрагмы.
Хорошо подойдет значение у диафрагмы f/16, но иногда нужна и более высокая глубина резкости.
Для оценки экспозиции нужно использовать гистограмму. Самое главное – это хорошо проработать предмет и не допустить его передержку. Белый фон можно передержать как угодно, если пересвет не залезает на предмет съемки. Но идеально белым фон не сделать и вытравливать его все равно придется к сожалению. Ваша задача – это максимально приблизится к итоговому варианту, чтобы задача была проще.
Итог
Хоть данная статья и не включает всех нюансов предметной съемки, но для многих будет очень полезна. Позже будет создано еще несколько более развернутых кладезей информации по данной теме.
Экспериментируйте, творите, будьте в себе уверенны и у вас все получится. Приятного вам чтения!