Существует золотое правило при съемке пейзажей – знать его нужно обязательно, поскольку в противном случае вы попусту потратите огромное количество времени, сил и кадров. Возможно, в конечном счёте вы всё же изобретёте велосипед, но потраченных ресурсов будет очень жаль.
Правила съемки пейзажа
Итак, золотое правило: удачно фотографировать пейзажи можно только дважды в день: на рассвете и на закате. В первом случае начинайте съёмку за полчаса до появления солнечного диска на горизонте и заканчивайте через полчаса после рассвета. Откуда такие ограничения, спросите вы? А мы ответим!
Не секрет, что мягкий и тёплый свет – оптимальное решение для удачного снимка. В естественных условиях мы можем получить его только на закате или на рассвете. Особую важность эта установка приобретает при работе с водой – как правило, на рассвете водная стихия ещё спит: вода в озере, реке, даже бассейне будет спокойной. У вас появится отличная возможность поработать с отражениями.
Это правило настолько незыблемо в мире профессиональных фотографов, что серьёзные издания даже не рассматривают кадры, полученные в иное время. Хотите делать просто красивые фото, которые вам понравятся – экспериментируйте. Хотите стать профессионалом, работы которого успешно продаются – будьте добры, следуйте Золотому правилу.
Выбор штатива
Съёмка пейзажей – трудоёмкое и сложное занятие, в котором важна каждая деталь. Снимать придётся в условиях слабого освещения, а значит, без штатива попросту не обойтись. Привыкайте к этой мысли и знайте – все профессиональные снимки выполнены с его использованием. Исключений просто не существует.
Самые современные модели штативов сделаны из углеродных материалов. Во-первых, это позволяет делать их лёгкими, что немаловажно, учитывая, что вы везде будете таскать их с собой. Во-вторых, этот материал полностью гасит вибрации. Конечно, есть и недостаток – стоят хорошие вещи, как водится, недешево.
Выбор точки съемки
Листая журналы о путешествиях, все мы наслаждаемся тем, какими красивыми кадрами там всё проиллюстировано. Кажется, в них всё идеально: прекрасные пейзажи запечатлены с идеального ракурса – удаётся прочувствать их бескрайность. Что же мы поймём, рассмотрев снимки с профессиональной точки зрения? На каждой из них присутствуют 3 особенности:
1. Наличие переднего плана. Например, фотографируя солнце над водой, фотохудожник помещает на передний план даже не водную гладь, а сам пляж – это делает картину более полной.
2. Оригинальный выбор объекта. Снимая закат, автор запечатлевает солнечный диск в водной глади.
3. Наличие заднего плана. В нашем случае это облака и само закатное небо.
Вот это и есть азы: для качественного снимка важно проработать все 3 элемента. Когда в следующий раз вы захотите снять пейзаж, мысленно разбейте кадр на эти 3 составляющих. Это поможет вам верно выбрать точку съёмки и придаст изображению глубину.
Съемка водопада
Получить качественное плавное фото водопада не так-то легко, как может вам показаться с первого взгляда. Для выполнения этой задачи нужно знать небольшой секрет: оставьте объектив на секунду-другую открытым. Это усилит освещённость кадра. Задайте настройки камеры вручную: на дисковом переключателе выберите S или Tv и установите выдержку на 1-2 секунды. Такие настройки позволяют получать хорошо засвеченные снимки даже при облачной погоде. Можно также использовать фильтр нейтральной плотности. С его помощью уменьшают количество света, которое попадает на камеру, что позволяет ещё больше увеличить время выдержки.
Если хотите получить качественные фотографии затенённого водопада, можем научить ещё одной хитрости. Выбрав точку съёмки, зафиксируйте фотоаппарат (снимки с длиной выдержкой делать без штатива просто не выйдет) и настройте диафрагму на большее из доступных значений. Если вы всё правильно сделали, то наградой вам станет снимок гладкого, словно шёлк, и объёмного потока воды. Эффект шёлка можно усиливать или уменьшать, если поэкспериментировать с настройками выдержки.
Заместо фильтра нейтральной плотности также иногда используют поляризационный фильтр. Он нейтрализует отражения и уменьшает количество света, которое попадает в объектив.
Съемка леса
Чтобы получить хороший снимок леса, нужно убрать из кадра непривлекательные его стороны и сосредоточиться на выделении его достоинств. Землю лучше не снимать. Что там снимать: гнилые листья, поломанные ветки, мусор? Лучше обратите внимание на красоту деревьев. Выбирая освещение для снимка, помните о том, что наилучшие кадры получаются в облачную погоду, а поистине волшебные – вообще в туман. Запечатлеть как солнечные лучи пронизывают туман в лесу – большая удача для каждого фотохудожника. Особенно интересно смотрятся леса на горной местности и в купе с туманом – это даст неповторимый эффект, если найти верную точку съемки.
Линия горизонта
Создавая композицию кадра, определитесь, что вы хотите сделать главным на снимке: небо или землю. В первом случае смещайте линию горизонта ниже, во втором – поднимайте её вверх, отводя небо на задний план. Правильно смещённая линия горизонта поможет вам сосредоточить внимание зрителя на том, что вы хотите ему показать. Если же вы разместите горизонт по центру, кадр получится неудачным . Ни одна, ни вторая его половина не привлекут достаточно внимания.
Существует правило, при котором небу, помещённому на задний план фото, отводится 1/3 часть снимка. Но ведь правила созданы именно для того, чтобы их нарушать. Если на нее решительно не на что смотреть, уменьшите его долю, отведя всего 1/8 или даже 1/6 кадра. Это сработает, если, конечно, то, что вы поместили на передний план, будет интересно зрителям.
Съемка гор
Фотографии гор всегда завораживают и привлекают внимание. Не задумывались, почему так происходит? Большинство кадров сняты там, куда вы пока не добирались. Вид от подошвы горы доступен каждому, а вот с вершины – единицам, и как же зрителям нравится быть в их числе. Хотите сделать по-настоящему захватывающий кадр? Поднимитесь вверх с снимайте оттуда, направив камеру вниз – такое фото никто не посмеет назвать скучным или ординарным.
Цветобаланс
В тёплых снимках есть особая магия – впервые это подметил Билл Фортни, который считает изобретателем данного приёма. Хотите повторить придуманный им эффект – установите режим дневного света и вручную сместите баланс тёплого оттенка. Используйте эту хитрость, если объектом съёмки выбран закат или рассвет. Именно для этого она и придумана.
Правильная погода
Не секрет, что что фотографировать в хорошую погоду приятнее, но ведь большинство людей именно так и делает. Попробуйте найти очарование в мраке дождливого денька – на такое способны немногие. Некоторые из секретов:
- Дождь словно умывает природу – листва после него кажется яркой, лес – живым. Попробуйте снимать капли, задержавшиеся на ветвях, стеблях и цветах – это занятие затянет вас с головой. Пока солнце ещё не вышло не осушило всё вокруг, используйте большие значения выдержки.
- Грозовое небо – зрелище неординарное. Мы редко смотрим на него пристально и внимательно, а ведь там в этот момент можно увидеть такое буйство красок, что и словами не описать! Всё это, в сочетании с фактурой туч и облаков, может стать отличным сюжетным снимком.
- Если на улице гроза, понаблюдайте за буйством стихии и попытайтесь поймать момент, когда дождь иссякнет, а в разорванные им тучи выглянет солнышко. Правда, продлиться это может всего мгновение – придётся покараулить, подежурить с камерой наготове.
- В дождливую погоду берегите аппаратуру – защищайте её от прямого попадания влаги.
Обработка фото пейзажа
Если дожидаться идеальных условий для съёмки, можно потратить много времени впустую. Используйте современные технологии для того, чтобы усовершенствовать ваши снимки, приведя их в соответствие с вашей задумкой. К примеру, в погожий денёк вы отправились снимать пейзажи. Но у солнца имелись свои планы и часть фотосессии прошла уже без него. Но ведь разве это повод для расстройства? Вовсе нет. Вы можете попробовать сами поработать в фотошоп, лайтрум или другой программе. А можете обратится к нам для наилучшего результата. Одну из обработанных фото вы увидите ниже. Наведите на него, чтобы увидеть исходник.
Панорама
Наиболее качественную и впечатляющую панораму можно получить только ручным трудом. Панорама – это приём, при котором в один объединяются несколько снимков: 5 или 6 кадров образуют длинное изображение, позволяющее максимально точно передать то, что на самом деле видит фотограф. Чтобы дальнейшая обработка кадров не доставила вам огромное количество проблем, нужно сделать всё правильно. Ниже мы приведём что-то вроде инструкции, которая пригодится начинающему фотографу панорам:
- Используйте штатив – надёжная фиксация камеры позволит устранить дрожание рук и сделать все снимки со сходного ракурса.
- Размещайте камеру вертикально, чтобы фото получились в портретном формате – да, это увеличит количество необходимых кадров, но зато количество возможных несовпадений будет значительно уменьшено.
- Переключите в настройках камеры баланс белого в режим “облачно” – это нужно для того, чтобы кадры, сделанные позже, чем предыдущие, не отличались друг от друга.
- Делайте все фото при одинаковых значениях диафрагмы и выдержки – в противном случае вы замучаетесь, сводя все кадры воедино в графическом редакторе.
- Отключите в настройках аппарата автоматическую фокусировку – это позволит сохранить на всех сегментах одинаковый уровень чёткости.
- Обозначьте начало череды кадров панорамы и её конец. Многие мастера, чтобы избежать путаницы, перед началом съёмки фотографируют 1 палец, а по завершении – всю ладонь.
- Снимайте “внахлёст”. Если на кадрах будет около 25% области, попавшей в предыдущий снимок, сопоставлять их в графическом редакторе будет НАМНОГО проще. Просто поверьте и не усложняйте себе жизнь.
- Не тяните время. В профессиональном сленге есть такое выражение “натура уходит”. Это означает, что меняется свет, “переходят” облака” и т.д. Чем длиннее период времени между снятыми кадрами, тем сложнее их будет объединить в панораму.
- Используйте автоспуск или спусковой тросик. Минимизируйте возможность смещения камеры и размытия кадра вследствие вибрации.
Объединение в панораму
Настала пора перемещаться в графический редактор Photoshop для того, чтобы соединить отснятые кадры в единое панорамное полотно.
- Одновременно откройте в редакторе все снимки, сделанные для создания панорамы.
- В меню File запустите команду автоматического слияния фотографий (Automate-Photomerge).
- Перед вами откроется окно диалога с программой, выберите Use, а потом откройте файлы командой Open Files. Проверьте, напротив опции “Attempt to Automatically Arrange Source” должен быть установлен флажок. Запускайте операцию кнопкой ОК.
- Немного подумав, программа запустит основное окно и покажет вам результат, на котором все фото объединены в панораму. Если вы точно следовали нашим рекомендациям при съёмке исходных кадров, проблем не возникнет. В противном случае на панораме будет несколько просветов. Если редактор не устранит их самостоятельно, нужно будет использовать инструмент Clone Stamp, а потом мягкой кистью зарисовать просветы.